ОСК хочет объединить свои проектно-конструкторские бюро

Как сообщила газета «Коммерсантъ» в материале Анастасии Веденеевой "Конструкторов собирают в один корпус. ОСК предложила объединить свои петербургские проектные бюро", АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) предложила объединить проектные бюро корпорации в Петербурге, создав судостроительный проектно-исследовательский центр. Расположить его предлагается на площадях ФГУП «Крыловский государственный научный центр», а освободившиеся офисы продать, направив деньги на финансирование самого центра. Эксперты считают идею здравой, но не исключают риски потери кадров и компетенций.

ОСК хочет объединить свои проектно-конструкторские бюро

Выведенная из цеха секция корпуса головного большого десантного корабля модифицированного проекта 11711 «Владимир Андреев» (заводской номер 303), строящегося для ВМФ России на АО "Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде по проекту АО «Невское проектно-конструкторское бюро» (Санкт-Петербург), июль 2021 года © Телеграм-канал «Морской | Флот»

Как стало известно «Ъ», ОСК разработала концепцию судостроительного проектно-исследовательского центра, которая позволит обеспечить «глобальную конкурентоспособность отечественного судостроения». Предполагается объединение всех проектных бюро корпорации, расположенных в Санкт-Петербурге, на площадях Крыловского ГНЦ. Соответствующее письмо от 30 июня направил в Минпромторг гендиректор ОСК Алексей Рахманов (копия есть у «Ъ»). В документе отмечается, что концепция может быть профинансирована полностью или частично за счет освобождения площадей проектных бюро, «находящихся в привлекательных для инвесторов районах Петербурга».

В ОСК и Минпромторге отказались от комментариев.

В Петербурге работает шесть конструкторских бюро ОСК.

Так, Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (ул. Марата, 90) специализируется на проектировании атомных подводных лодок стратегического назначения, Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (ул. Фрунзе, 18) — на атомных и дизельных подводных лодках, Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (ул. Варшавская, 50, лит. А) — лидер в проектировании скоростных ударных и патрульных кораблей, Северное проектно-конструкторское бюро (ул. Корабельная, 6, корп. 2, лит. А) проектирует боевые надводные корабли и гражданские суда, Невское проектно-конструкторское бюро (Галерный проезд, 3) специализируется на авианесущих и больших десантных кораблях. Кроме того, в составе корпорации есть ЦКБ «ОСК-Айсберг» (Большой В. О. просп., 36), занимающееся проектированием в том числе атомных ледоколов.

В составе Крыловского ГНЦ есть центральное конструкторское бюро «Балтсудопроект». В начале 2020 года господин Рахманов предлагал Минпромторгу передать его и ряд других ключевых активов ГНЦ в состав корпорации (см. «Ъ» от 10 марта 2020 года). Спустя год ОСК вышла с инициативой передачи ей ЦНИИ судовой электротехники и технологии (см. «Ъ» от 27 апреля). Собеседники «Ъ» на рынке рассказывают, что идея объединения проектных бюро обсуждается в корпорации не один год. В мае Алексей Рахманов в интервью «Ведомостям» отмечал, что конструкторские бюро ОСК, занятые созданием военной техники, «все еще обладают чрезмерным штатом и зачастую проигрывают с точки зрения экономики по сравнению с любым гражданским КБ: это другие стоимость нормо-часа, эффективность и скорость разработки». Он не исключал возможность покупки на рынке одной или двух гражданских инжиниринговых компаний.

Один из источников «Ъ» рассказывает, что в ОСК обсуждалась идея свести основные КБ в несколько центров: например, объединить «Рубин» и «Малахит» в центр атомного подводного кораблестроения, Невское, Северное ПКБ и «Алмаз» — надводного, а также сделать гражданский центр на базе «Вымпела», влив в него «Коралл».

Это было бы эффективно, так как мощные проектные бюро завалены работой, а сотрудникам «слабых» КБ «нечем заняться», рассуждает он. По схожему пути уже пошла Объединенная авиастроительная корпорация, создав дивизион военной авиации на базе предприятий «Сухого», стратегической — на базе «Туполева», транспортной — на базе «Ильюшина» и гражданской — на базе «Иркута».

Но другой собеседник «Ъ» среди проектантов считает, что любое объединение КБ — это увеличение трудоемкости и стоимости работ. Он добавляет, что после аналогичного объединения в авиации много людей ушло, потеряны компетенции. Еще один источник отмечает, что сейчас «модно» во всех проблемах винить проектантов, в то время как за последние десять лет на предприятиях были внедрены новые технологии и пополнен штат инженеров. «Подтягивать надо верфи, убрать бюрократию и прослойку клерков», — считает он.

Старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов называет «здравой» идею ОСК создать судостроительный проектно-исследовательский центр — «тянуть разрозненные специализированные КБ сейчас накладно». При этом эксперт указывает и на риски: в ходе слияния КБ может быть утрачена часть кадров и, соответственно, компетенций.

Права на данный материал принадлежат bmpd.livejournal.com
Материал размещён правообладателем в открытом доступе

Источник: vpk.name



Добавить комментарий